Дом для земляники Власть, Деньги, Здоровье, Любовь, Популярные записи, Сельское хозяйство, Слайдер

Репортаж с территории социального оптимизма

ЗАО «Совхоз имени Ленина» — многопрофильное хозяйство в Московской области. Основан в 1918 году. В 60-70-х годах прошлого столетия стал хозяйством-эталоном по садоводству. После перестройки совхозу удалось сохранить и развить выращивание яблок, груш, земляники и еще около 20 видов плодов, овощей и ягод, модернизировать цех по производству натуральных соков из собственного сырья. Ежегодный объем — больше 3 тысяч условных банок. Входит в состав элитного клуба лучших хозяйств страны «Агро-300». Является лидером по производству земляники в России, собирая в сезон до 1363 тонн. Лауреат Высшей общественной награды в сфере производства продовольствия «За изобилие и процветание России» и Национальной премии имени Петра Столыпина.

В совхозе трудится около 400 кадровых сотрудников и порядка 2 тысячи сезонных рабочих. ЗАО «Совхоз имени Ленина» является градообразующим предприятием для сельского поселения «Совхоз имени Ленина». Комитет ТПП РФ по развитию АПК при поддержке Научно-экспертного совета комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам провел на днях в совхозе специальный пресс-тур, посвященный теме социального развития села.

ГОСУДАРСТВО В ГОСУДАРСТВЕ

Жилой фонд поселения — это два микрорайона. Старый — из нескольких блочных пятиэтажек, возведенных вкупе с созданием совхоза-эталона в советское время, и новый микрорайон кирпичных элитных высоток, построенных за последнее десятилетие усилиями самого хозяйства. В тяжелые времена постперестройки руководство совхоза понимало, что удержать специалистов в хозяйстве рядом с мегаполисом можно только достойной зарплатой и собственным жильем, из чего и выстраивалась инвестиционная политика предприятия. Все лучшее и передовое внедряли в производство, чтобы получить высокую результативность, в том числе по зарплате, и все дивиденды — в развитие социальной структуры.

- Мы ничего нового в этом смысле не придумали, — говорит директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел ГРУДИНИН. — Так поддерживают сельское хозяйство во всех нормальных странах: налоги, доходы от других отраслей — банковской, сырьевой, интеллектуальной, кто чем богат вкладывают в сельское хозяйство, а не наоборот. Для того чтобы сохранить занятость сельского населения, для продовольственной независимости, для поддержания территорий как традиционного ладшафта. Единственное наше отличие — там это делает государство, здесь это делает конкретное хозяйство.

SN_2014_08_nomer.indd

БЭБИ-БУМ ПО-ЛЕНИНСКИ

На территории поселения проживает почти 5 тысяч человек, из них — 1200 дети. В результате активной жилищной политики предприятия последние десять лет поселок переживает настоящий бэби-бум. Только за полгода 2014-го на свет уже появились больше 120 малышей. Отслеживая демографическую ситуацию, администрация совхоза и поселения планирует строительство еще одного детского сада и школы. Местные жители с подачи главы администрации поселения Елены Ивановны Добренковой называют свою малую родину территорией социального оптимизма.

Начиная с 2004 года совхоз был участником государственной программы «Жилье для молодых специалистов», которая предполагала долевое финансирование из федерального, областного бюджетов и собственных средств. Ту часть, которую должен был внести счастливчик из числа молодых специалистов, выплачивал совхоз и давал ему рассрочку по возврату денег на несколько лет. Разумеется, с обязательством отработать в хозяйстве определенное время. За время действия программы совхоз обеспечил жильем всех специалистов хозяйства и работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К сожалению, в этом году программа «встала». Волею областного правительства значительная доля его участия была перераспределена в «пользу» муниципалов, т.е. переведена на поселковый бюджет. Таких денег нет ни у благополучного поселения Совхоз имени Ленина, ни у сотен других поселений, которым деюре по 131-му закону о местном самоуправлении предоставлена возможность самостоятельного расходования бюджета. Пока большинство принципов этого документа имеет декларативный характер.

SN_2014_08_nomer.indd

ЖИЛЬЦОВ ПО ПАСПОРТУ СЧИТАЮТ

Вторая проблема бюджетной политики на местах тоже ярко ощущается на этой территории. Живет народу много, жилье охотно покупают москвичи, уставшие от шума городского. Однако бюджетными «единицами», которые составляют норматив для финансовых органов, являются только те, кто здесь зарегистрирован. Говоря проще — прописан. Поэтому основная нагрузка по финансированию инфраструктуры лежит не на государстве, а на градообразующем предприятии. Стадион с вечнозеленым полем, фитнес-центр с бесплатными секциями и тренажерами, новый детский сад в виде сказочного замка и с самым современным оборудованием, бесплатное школьное питание, вычищенные и обустроенные пруды, детский парк с героями пушкинских сказок и бесплатными аттракционами — все это результат инвестирования собственных средств в развитие своей территории. И кругом клумбы, тенистые аллеи, чистые улицы. В чем же секрет успешности начинаний этого конкретного предприятия и поселения?

 

СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ УСПЕХА

Принципы успешного строительства аграрного бизнеса «погрудинински», в общем-то, не новы. Вот такая примерно последовательность:

1. Не укради.

2. Все дивиденды не в карман акционеров, а в развитие.

3. Строить не на Канарах, а у себя дома.

4. Весь бизнес в белую (даже сезонные рабочие оформлены с полисами и банковскими зарплатными картами, за исключением, конечно, тех, кто приезжает на один день собирать ягоду для себя).

5. Наивысшие результаты наименьшим числом. (И это не красивые слова, а их реальный метод.)

6. Не клади яйца в одну корзину (многопрофильность).

На последнем тезисе особенно настаивает директор совхоза. У аграриев есть две напасти природа и непредсказуемость государственной любви к сельскому хозяйству. С одной стороны, АПК — единственная отрасль реальной экономики, которая добилась пятилетнего планирования и финансирования в рамках госпрограммы. С другой — реальные правила игры все время меняются. Так было, например, с господдержкой на гектар и литр молока. Вроде, хотели, как лучше, а посчитали хозяйства в прошлом сезоне и прослезились: реальная помощь на гектар снизилась с 2 тысяч до 200-300 рублей.

Вторая напасть — погода. Как известно, больше 60% пашни у нас находится в зоне рискованного земледелия. То зной все выжжет, то непролазные ливни зальют. В прошлом году весь картофель в хозяйстве остался в поле — техника так и не смогла туда пройти. Да и собирать его было бесполезно, он «сварился» еще на грядке, а посему закладывать его на хранение в расчете на высокие цены весной не было никакой экономической целесообразности. Остальных овощей тоже удалось собрать, только чтоб выйти в ноль по затратам.

Зато не подкачали земляника был хороший урожай, и молоко. Вот ведь парадокс: в результате очевидных промахов в политике поддержки молочной отрасли многие фермы и молокозаводы разорились, натуральное молоко стало дорогим и востребованным продуктом, а потому — рентабельным для конкретного хозяйства.

 

КРАН ОТ МОЛОЧНОЙ РЕКИ

Седьмой заповедью экономики совхоза можно назвать реализацию известной поговорки: «На Бога надейся, а сам не плошай». Как это происходит на местных полях? Например, все 100 гектаров садовой земляники имеют систему капельного полива, а потому им никакой зной не страшен; укрываются на зиму нетканым акриловым материалом значит, и мороза не боятся. Да еще для чистоты и удобства сбора соломкой подстелены, которую получают как отходы от производства кормов для своих коровок. Выращивание земляники Грудинин называет высшим пилотажем в агрономическом производстве — такая капризная и нежная это культура. Но она же научила во всех отраслях, которыми занимается совхоз, внедрять только самые передовые технологии. Иначе не выживешь.

Местные жители, без различий, работают они в хозяйстве или нет, в полной мере пользуются благами соседства с успешным аграрным производством. Летом у них первых земляники хоть объешься, по осени проводят регулярные овощные и мясные ярмарки, на которых можно запастись на зиму чем хочешь. Все свои плоды и овощи, не реализованные в натуральном виде, пускают на переработку. Цех по производству соков ежегодно получает награды высшей пробы всех рангов именно за натуральные соки. А на центральной площади есть краник от молочной реки: суперсовременный аппарат по продаже свежего цельного молока, которое привозят прямо с фермы несколько раз на дню. Цена для аграриев сказочная — 40 рублей за 1 литр. С такой ценой производство молока становится абсолютно рентабельным. Однако если пойти в любой супермаркет, это будет самый нижний потолок в молочном ряду. Основная маржа в стране по-прежнему остается у переработчиков.

Тем не менее благодаря диверсифицированному методу управления экономикой хозяйства совхозу удается держаться в лидерах по многим отраслям: практически монопольно по производству земляники, рекордно по урожайности картофеля (411 ц/га), надою молока с одной коровы (8237 кг) и далее — по всем пунктам.

Знакомство с опытом этого хозяйства не только навевает чувство гордости за отечественный АПК — ведь могут же! — но и заставляет задуматься о том колоссальном потенциале, который он скрывает. Если бы все у нас следовали хотя бы первой заповеди.

 

Сергей БЕЛИКОВ

Фото Анны Русаковой

«Сельская новь» 8, 2014

Дом для земляники
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)
Banner Ads Post

Leave a Reply

Яндекс.Метрика