В омском Минсельхозе насчитали деся...
3 года назад
3 года назад
3 года назад
3 года назад
3 года назад
Правительство РФ утв... Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев под...
Правительство РФ утв... Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев под...
На Галапагосских ост... Танкер Galapaface (флаг Эквадора) с дизтопливом се...
Роспотребнадзор РФ н... Роспотребнадзор РФ не планирует вводить никаких ог...
В московском регионе... Гроза с сильным ветром ожидается в московском реги...
В Польше продолжаетс... Несмотря на принимаемые Польской ветеринарной служ...
Владимир Путин предл... Президент РФ Владимир Путин предлагает развивать в...
На Ямале от истощени... В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) за 2 м...
ВТО улучшила прогноз... Всемирная торговая организация (ВТО) улучшила пр...
Дмитрий Медведев: ГМ... Россия не намерена ввозить к себе продукты с ГМО, ...
60 лет Целине. С 1954 года в Советском Союзе развернулась широкая кампания по освоению целинных и залежных земель. Она имела общенациональное значение и стала новой эрой в развитии малоосвоенных территорий страны. Для Тюменской области этот период — начало аграрной хроники.
Освоение целины было настолько крупным и значимым событием, что историки сравнивают его с коллективизацией и электрификацией страны. Датой ее начала принято считать 2 марта 1954. Тогда вышло постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна и освоении целинных и залежных земель». Мало кто знает, что за этим стояло. В стране возрождалась послевоенная экономика, а вот село, увы, по — прежнему лежало в руинах. Из — за неурожаев люди не доедали хлеба. Как быстро решать зерновую проблему — проблему номер один? Мнения в политбюро тогда разделились. «Антипартийная группа» отстаивала путь интенсивного развития. Чтобы вначале модернизировать и перевести танковые заводы Урала на выпуск тракторов и плугов, проложить дороги в Сибири — и лишь потом выдвигаться на целину. Этого, увы, не случилось.
«Были противники. Молотов, в частности. Предлагался путь экстенсивный и интенсивный. Победила экстенсивная точка зрения.
Была задача — возродить 43 млн. гектаров. Всё освоение шло на патриотизме комсомола. На патриотизме советских органов. На патриотизме людей», — говорит председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной думы Юрй Конев.
Историки и политологи до сих пор удивляются: как легко поднялась тогда молодежь на освоение неведомых земель Казахстана и Сибири. Ехала она добровольно — не по мобилизации или ещё какому-то принуждению типа системы ГУЛАГ, как в тридцатые годы. Сталина уже не стало, наступило время новых политических надежд. Интересы государства были превыше всего. Между тем люди, направленные партией по экстенсивному пути, несли огромные лишения — жили в землянках и в палатках. Работали сутками. Но они были охвачены идеей — накормить страну!
Вначале целина показала очень высокую урожайность. Но потом начались проблемы — суховеи унесли гумусный слой почвы. Срочно на решение проблемы были направлены силы ученых. В поселке Московский, что под Тюменью, появился аграрный научно — исследовательский институт Северного Зауралья. Начались опыты с селекцией культур, с внесением удобрений. Большой вклад во внедрение севооборота внес профессор, академик Герман Губанов, награжденный при жизни медалью «За освоение целины». На истощенных землях ученые стали высевать кормовые культуры. Это помогло напитать ее азотом. Урожайность трав возросла почти в 10 раз. И как только в нашей области появились такие сборы, повысились и удои молока в животноводстве.
По стопам своего отца ученого — целинника пошли его сыновья. Они выращивают кормовые многолетники и лечебные травы, повышают плодородие тюменской земли.
От освоения целинных земель юг области получил еще один важный плюс. Здесь началось активное строительство автомобильных дорог.
Поначалу они были грунтовыми, строились на скорую руку, и связывали лишь зернотоки с элеваторами. Однако служили не долго, до первых же серьезных дождей и весенних паводков. Вот тогда — то и появилось выражение — битва за целинный хлеб. «Хлебные дороги» сооружались в тяжелейших условиях — нередко без проектов и мощной дорожной техники.
Глядя на карту разветвленной сети современных автомобильных дорог юга региона, трудно представить, что еще 40 лет назад этого ничего не было. Ожила экономика многих районов, потому что появилась возможность вывоза продукции.
Время показало: ни Хрущев, ни «антипартийная группа» не могли кардинально изменить положение в сельском хозяйстве. Потому что они исходили из общего постулата: стране необходимо жесткое государственное регулирование. В экономической политике преобладал планово — мобилизационный стиль руководства. За крестьян решали все: сколько и что сеять, какой скот держать и сколько. Вплоть до того — сколько трудодней отработать весной, летом и зимой. Минимум личной экономической свободы. С того же 1954 — го стало действовать неписаное правило привлечения рабочей силы на сено- и хлебоуборку из городов и райцентров, эта практика продолжалась до 1990 года.
Между прочим, этот планово-мобилизационный стиль показывал высокую эффективность. У народа, прежде всего у руководящих кадров, сложилось представление: что при общей мобилизации сил и средств можно в короткие сроки решить зерновую, а вместе с ней и другие проблемы сельского хозяйства. История битвы за хлеб целины поучительна.
«Это дало толчок к тому, что мы имеем сегодня достаточно большое количество пахотных земель. К сожалению, частично мы их потеряли в кризис. Но благо, что в тюменской области наверстываются эти площади, которые с каждым годом возрастают — вводим до 1 тысячи гектаров в севооборот», — говорит Юрий Конев.
Главный вопрос освоения целины — как найти грань между свободой в работе крестьянина и государственным регулированием? — он до сих пор не имеет ответа. Среди 25 — тысячников, направленных на село в середине 50 — х, был Поликарп Прокопьев. Он возглавил тогда одно из отстающих хозяйств Нижнетавдинского района. Позже оно стало лидером в стране. Однако с развалом советского государства, село оказалось в тяжелом положении. И с таким трудом освоенные земли были частично брошены. Входили в рынок современные целинники с большим трудом. Государство им тогда почти не помогало. И это ветерана — целинника очень огорчило.
И сегодня, по большому счету, у аграриев Сибири все та же экономическая проблема, что и много лет назад у целинников: куда сбыть излишки хлеба? Власти области пытаются ее решить. Сейчас в Ишиме строится крупное производство по глубокой переработке пшеницы в препарат лизин, востребованный в животноводстве и в медицине. Вместе с автономными округами — в рамках программы «Сотрудничество» — отрабатывается еще одна смелая идея — доставлять сельхозпродукцию по рекам — в строящийся ямальский порт Сабетта. Зачем? Чтобы вывозить за рубеж оттуда не только сжиженный газ, но и наш тюменский хлеб. Так дешевле, минуя дорогостоящие железнодорожные перевозки.
Освоение целины началось 60 лет назад. Но оно, как показало время, не завершилось. Битва за эту сибирскую землю, и ее плодородие продолжается. Люди становятся все грамотнее и деловитее. Целина придала ускорение всей нашей экономике.