«Сложновато, но конфликтов не было» Здоровье, Слайдер

Кто они, молодые врачи, которые выбрали сельскую жизнь

Уже более 250 человек, закончивших медицинский вуз в Томске, выбрали работу в сельской местности. Однако молодые хирурги, педиатры и другие специалисты приезжают в село не просто так. Почему молодежь предпочитает работать подальше от города, разбиралась корреспондент «Русской планеты».

Идея поехать на работу именно в село формируется у молодых специалистов еще в вузовских стенах. Обычно именно там студенты узнают о программе «Земский доктор». Ее участники получают 1 млн рублей, потратить который могут по своему усмотрению. Чтобы принять участие в программе, специалист сам выбирает сельскую больницу и, при наличии вакансий, трудоустраивается. Затем, собрав необходимый пакет документов, подает заявку на участие в программе. Имеются и ограничения: врачу не должно быть больше 35 лет, а работать ему в сельской больнице или поликлинике предстоит ровно пять лет. Можно больше, но не меньше. Это на бумаге. А в реальности?

Все свои

Село Первомайское Томской области. Население всего пять тысяч человек. Три часа езды от Томска и 110 км в пути. Поликлиника недалеко от райцентра. В нее съезжаются больные со всех окрестных деревень. Двухэтажное серо-розовое и, как называют местные, новое здание стоит здесь с 1970-х годов. Старая деревянная больница располагалась в 100 м от нынешней, сейчас на ее месте общежитие. Любой желающий может войти в поликлинику, прогуляться по ее коридорам и заглянуть в каждый угол. Ни охранника, ни любопытного персонала. Все привыкли — все свои. Время обеденное, в больнице всего четыре пациента и те ждут только такси. За регистрационным окном голоса. Три женщины обсуждают личные проблемы, устало посмеиваясь.

Мария Александровна, 26-летняя врач-педиатр, встречает меня в холле. Мы идем до ее кабинета мимо массивных деревянных белых дверей с надписями: «Без бахил не входить», «Прием с 12:00» и других. Неровные голубые стены поликлиники — единственное, что ассоциируется с медициной. В остальном — обычное административное здание: ни запаха лекарств, ни снующих врачей, ни недовольных пациентов. Пройдя мимо аптечного пункта и мини-магазина с игрушками и одеждой, мы оказываемся в кабинете молодого педиатра. В нем еще два человека: мужчина в белом халате и женщина в розовой кофточке. Павел Александрович и Ольга Николаевна тоже педиатры, как и Мария Александровна: они закончили СибГМУ (Сибирский государственный медицинский университет. — Примеч. авт.) и теперь лечат детей.

Мария Александровна — самая молодая в этой тройке. Работает в Первомайской ЦРБ второй год.

– Я переехала сюда в прошлом году, работаю с 31 июля 2013 года.

Маша — веселая и амбициозная. Сейчас живет в том самом общежитии, на месте которого раньше стояла старая больница. На попечении у нее пока только кот.

– Я поступила в СибГМУ аж в 2004 году, — говорит Маша, улыбаясь. — И закончила только в 2012 году. Два академа брала.

Маша родилась недалеко от с. Первомайское в деревне Мало-Жирово, поэтому ее выбор был определен заранее.

– Я бы в любом случае вернулась в деревню. Тут такой шанс еще и деньги получить. Когда я училась, эта программа только начинала действовать. Я посмотрела вакансии и увидела, что здесь требуется педиатр. Приехала, переговорила с главным врачом и приступила к обязанностям. Потом собрала все документы и подала заявку. Правда, со сбором документов трудности возникли, но в итоге все прошло хорошо. Миллион я получила.

– Да, прямо миллион, — продолжает Маша, без всяких вычетов, налогов. Чистый. На что потратила? — улыбается она. — Решила кое-какие семейные проблемы, но часть денег еще осталась.

На что пойдет оставшаяся часть, девушка решила сохранить в тайне.

– Вот я уже чуть больше года отработала, а минимальный срок — пять лет. Но я, скорее всего, здесь работать и останусь. Тем более, что штат пополняется молодыми специалистами. Только за последний год человек семь пришло.

Сегодня рабочий день Маши начался в 8 утра. К этому времени у ее кабинета собралась порядочная очередь. За три часа Маша приняла около 25 человек. Все по регламенту: на одного пациента около 15 минут. Сейчас большая стрелка приблизилась к 14:00. Скоро начнутся, как говорят врачи, «выезда».

– 25 человек — это еще не много, — вступает в разговор Ольга Николаевна. — Я когда в городе работала, у нас по 50 – 60 человек было.

– У меня было 57 человек, а потом еще 15 вызовов, — улыбаясь, говорит Павел.

Однако, несмотря на сложности врачебного дела, Мария уверена, что педиатрия — это ее призвание.

– Я очень люблю детей, — говорит она. — Но не отказалась бы получить смежную специальность. Например, неонатолога или специалиста УЗИ.

Павел Александрович уже имеет смежную специальность — педиатрия. По основной же он врач-дерматовенеролог.

– Я родился в Новосибирске, а жил в Каргасокском районе Томской области, родители работали там.

После шести университетских лет Павел провел два года в ординатуре, а после отправился на работу в село. Но не по программе «Земский доктор». В Парабельской ЦРБ он занял место дерматовенеролога.

– Проработал там два года, но зарплата была маленькой, да и жилья своего не было. Поэтому я уволился, — продолжил свой рассказ Павел.

После изучения вакансий молодой врач оказался в Первомайской ЦРБ, где ему предложили расширить свой врачебный потенциал и выучиться на педиатра.

– А в «Земском докторе», который действовал на тот момент, меня привлекали, конечно, деньги. Я уже потратил их на жилье. Когда истечет срок договора, то, скорее всего, я продолжу работу здесь.

Ольга Николаевна все время беседы тихо наблюдала за мной и врачами. Она здесь новичок и работает в поликлинике только вторую неделю. Ольге 28 лет, у нее муж и маленькая дочь. Родилась она в Хакасии, а в Томск приехала учиться. После поступления в СибГМУ и окончания ординатуры проработала в городской поликлинике всего пять месяцев и ушла в декрет. А после уволилась и переехала с мужем в село.

– Я не скажу, что прямо счастлива оказаться в селе, — тихо начала она. — Но я думаю, что пока мы молодые и в состоянии еще поехать куда-то и заработать денег, то почему бы и нет. С первого сентября я приступила к своим обязанностям, — продолжила девушка, перебирая страницы толстой амбулаторной карты одного из пациентов.

Свой миллион Ольга еще не получила. Пока она собирает документы и надеется, что деньги будут у нее в ноябре.

– Да, я тоже участница программы и новичок! Поэтому пока только привыкаю к работе и к коллективу. Пока мне сложновато, но конфликтов не было, — говорит она. — Правда, был один случай.

– Какой?

– Ребенок с мамой хотят получить освобождение от физкультуры на длительный срок, а это просто так не делается. Для этого нужно заключение врачебной комиссии. Они думали, что просто зашел и получил, а не тут-то было. Конечно, настроение портится, но я особенно не переживаю.

– Ну не все пациенты у нас такие, 99 процентов все-таки адекватны, — добавил Павел.

«О, вы наш новый доктор»

Мария и Павел однозначно сказали, что готовы остаться работать в сельской местности и через пять лет. Но новичок Ольга пока не уверена, что для нее это верная дорога.

– Не знаю, чего я хочу. Деньги, конечно, явились решающим фактором, так как очень остро стоит проблема жилья. Сейчас живем на съемной квартире. Я не говорю, что не хочу работать в селе, просто в городе, мне кажется, возможностей больше, для ребенка, например. А так, что в городе, что в деревне у врачей много работы. Семью видишь только пару часов. На самом деле я думала, что приеду, а тут грязь и слякоть, одним словом — настоящая деревня, — продолжает Ольга. — Оказалось, совсем наоборот. В селе чистота. Для ребенка много разных секций, гимнастических залов. Но я в городе прожила 11 лет, поэтому к деревне еще не привыкла. Многие родители тоже настороженно относятся ко мне. Говорят: «О, вы наш новый доктор».

– Ничего, — успокаивающе сказала Маша. — У меня сначала тоже так было. Потом все привыкли.

– А как врачи сельские встречают молодых из города?

– Да мы их почти не видим, — ответил Павел.

Рабочий понедельник начинается у врачей Первомайской ЦРБ в восемь утра. Все они собираются в актовом зале и обсуждают текущие дела. После у педиатров своя пятиминутка, а потом прием пациентов. Один участок работает с 8:00 до 11:00, а второй с 12:00 до 15:00. После приема каждый едет по вызовам пациентов на дом.

– Да… — говорит Павел. — Несколько часов по вызовам, а потом самое неприятное в нашей работе — это заполнение бумаг. Это основная наша работа — заполнять бумаги. Учет, нужно посмотреть, какие прививки, лекарства кто какие получает, диспансеризации, скоро годовой отчет надо будет делать. По несколько часов в день уходит на заполнение бумаг.

– Кстати, — вспоминает Ольга. — Вы исправьте свой график, у вас там написано с 11 до 15, а вы же с 12. Народ вчера под дверьми сидел с 11 часов и очень волновался.

Хорошие ребята

Дверь кабинета открылась. На пороге показался невысокий стройный мужчина средних лет.

– Вас тут пытают?

Виктор Жидков, непосредственный начальник Марии, Павла и Ольги, решил присоединиться к нашей беседе и рассказать подробнее о своих сотрудниках.

– Хорошие ребята! Работают и дальше пусть работают! Чтоб миллион свой отработали! — смеясь, говорит он. — Если серьезно, то работать с молодыми специалистами непросто. Они пришли из вузов, у них много знаний, а опыта нет. Вот и нарабатываем.

Сам Виктор Петрович в педиатрии уже 27 лет — он специалист высокого уровня, что подтверждает и должность — районный педиатр.

По словам Виктора Петровича, чтобы удачно работать, нужно любить детей.

– А знаете, бабушки такие есть, которые чересчур много усилий прикладывают для здоровья своего чада. Например, с детства протравить всех глистов. Чем раньше, тем лучше. Даже если их нет. Или откормить так, чтобы ребенок голову повернуть не мог.

– Когда ко мне такие приходят, я им разъясняю, что правильно, а что нет, — говорит Маша.

– А очень многие начитаются в интернете и приходят уже когда осложнение у ребенка, — добавляет Ольга.

Снова открывается дверь. На этот раз пациент. Мужчина средних лет в куртке и без бахил зашел в кабинет.

– Вы прием ведете?

– Сегодня четверг, — прием был до 11. А что вы хотели? — спросил Павел.

– Ребенка моего посмотреть надо. У нее вроде испуг.

Павел подумал несколько секунд и сказал:

– Ожидайте около приемного отделения, я сейчас посмотрю.

– Она не со мной сейчас, — возразил пациент.

– Ну тогда завтра приходите.

– Если бы знали, что вас ждет, поехали бы? — спрашиваю я напоследок молодых докторов, не обращаясь ни к кому конкретно.

– Я бы все равно поехала в деревню! — отзывается Маша.

«Сложновато, но конфликтов не было»
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)
Banner Ads Post

Leave a Reply

Яндекс.Метрика