Начинается Успенский пост: время строгости и радости Здоровье, Любовь, Слайдер

14 августа у православных христиан начинается один из самых строгих и важных постов в году — Успенский, сообщает Мир24.

Он недлинный — всего две недели, по 28 августа, но зато три дня в каждую постную неделю — по понедельникам, средам и пятницам — предписывает сухоядение, то есть запрет даже на вареную пищу. Есть ее можно только во вторник и четверг, и то без масла, и лишь в субботу и воскресенье допустимо добавлять немного растительного. А единожды за пост — на праздник Преображения Господня 19 августа — разрешена рыба.

Почему такая строгость? Потому, что Успенский пост прямо связан с двумя важнейшими православными праздниками — Преображения Господня и Успения Божией Матери. Да и первый день поста — тоже праздничный: 1 августа по старому стилю православная церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Трудно найти другой такой пост, который был бы так насыщен важными праздниками и в то же время был бы столь строг. Что и неудивительно: главный смысл Успенского поста — напоминание верующим о великой молитве, которые творила Богородица, узнав о времени своего перехода из этого мира в мир горний и готовясь к нему.

Строгий, но радостный

Начало Успенскому посту кладет Божественная литургия, которая служится утром 14 августа во всех храмах. Во время этой службы священники благословляют прихожан на соблюдение поста, одновременно напоминая, почему и как именно нужно его соблюдать.

Одно из самых главных требований к любому православному посту — это необходимость понимать его не как своего рода диету, но в первую очередь как время строгого воздержания и отказа от утех тела и праздности разума, время молитв и добровольных ограничений. Среди них, например, есть и требование воздерживаться от курения и употребления алкоголя. Не следует и проводить время в праздности или развлечениях. И если сегодня каждый накладывает на себя эти ограничения самостоятельно, то, скажем, век назад в Российской Империи на время Успенского поста по всей стране запрещались увеселения, публичные маскарады, зрелища, балы и спектакли.

А что же можно и нужно делать и есть во время Успенского поста? Творить нужно прежде всего молитву, стремясь к очищению души и оставлению грехов. Конечно, нужно делать добрые дела: пост — самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся. Что касается еды, то разрешены продукты растительного происхождения: фрукты, овощи и корнеплоды, грибы, каши на воде. Допускаются также морепродукты. И стоит помнить, что тем, кто занят на тяжелых физических работах, больным, путешествующим, беременным и кормящим женщинам и маленьким детям разрешены послабления в пост — хотя и им стоит воздерживаться от пищи животного происхождения.

И все-таки, несмотря на всю строгость, Успенский пост всегда воспринимается как светлый, радостный. Ведь конец августа — время проводов лета и сбора урожая, время изобилия. За четырнадцать дней православные успеют отпраздновать три больших праздника: Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и Успения Божией Матери. Первые два из них посвящены самому Спасителю, и потому давным-давно получил в народе названия Спаса. Первый называют медовым, второй — яблочным.

Медовый Спас

Медовый Спас получил свое название по обычаю освящать в этот день мед нового урожая. Именно 14 августа по новому стилю пчеловоды приносят в храмы первые вырезанные соты: считается, что после этого дня пчелы перестают нести в свои ульи нектар и пыльцу. На Медовый Спас медом угощают всех желающих, недаром на Руси появилась поговорка «На Первый Спас и нищий медку попробует». Кроме того, считается, что с этого дня нельзя купаться в реках и озерах: «На Первый Спас олень копыто обмочил».

Но не только угощениями и приметами славен Медовый Спас. Главная народная традиция этого праздника — помогать собрать дары лета и подготовиться к осени всем, кто не может справиться с этим сам. На Руси в Медовый Спас деревенские жители непременно приходили на помощь старикам, вдовам и сиротам, причем делали это совершенно бескорыстно — разве что та же традиция обязывала отдариться за помощь едой.

А вот в церковной традиции этот праздник — еще и напоминание о той помощи, которую оказывает верующим животворящий Крест Господень. История праздника «Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня» берет свое начало в Константинополе. В этом южном городе август был самым опасным месяцем с точки зрения эпидемий: в неподвижном жарком воздухе зараза распространялась мгновенно. Чтобы помочь горожанам справиться с этой угрозой, освятить город и предотвратить мор, священники выносили из храма частицу Креста Господня, на котором он был распят.

На Руси Медовый Спас начали праздновать с XII века, и поначалу он назывался не медовым, а мокрым. В этот день совершали крестные ходы на воду, молебны и водосвятия на реках, озерах, освящали колодцы, купались в освященных водоемах. Кроме того, в России Медовый Спас традиционно связан и с датой крещения Руси в 988 году. Упоминание о конкретной дате сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». Так что Медовый Спас — это все-таки не праздник меда, а день, в который нужно вспоминать о Божьей помощи, на которую может надеяться каждый верующий, и о том, как крестилась наша Родина.

Яблочный Спас

Главный праздник во время Успенского поста православные верующие отмечают 19 (по старому стилю — 6) августа — это праздник Преображения Господня. Почему он называется так? Как гласит Библия, однажды Иисус Христос открыл трем своим ученикам — апостолам Петру, Иакову и Иоанну, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. Он привел их на гору Фавор, где и явил свою Божественную природу, преобразившись перед ними — Христос предстал пред апостолами в ослепительном сиянии, в белых одеждах. Затем перед апостолами явились ветхозаветные пророки Илия и Моисей, которые беседовали с Иисусом о грядущих событиях, а после им явилось облако, из которого раздался Божественный глас: «Сей есть сын мой возлюбленный, Его слушайте».

Именно в напоминании верующим об этом важном событии в земной жизни Христа и в судьбе его учеников, в осознании Божественной природы Спасителя и состоит смысл праздника Преображения Господня. А еще — в напоминании о том, что, зная о ждущих его испытаниях, Иисус не устранился от них, но во искупление грехов всех живущих принял смерть на Кресте.

19 августа во всех православных храмах совершается праздничная Божественная литургия, а после нее — освящение плодов нового урожая. В древности главным среди них был виноград, из которого делалось вино для таинства евхаристии (причащения), но в северных странах его заменили яблоками, поэтому праздник Преображения Господня на Руси именуется Яблочным Спасом.

Традиционно в Яблочный Спас в церквях выставляют длинные столы, на которых красуются осенние плоды: яблоки, горох, огурцы… И так же традиционно освященные продукты оставляют в храме или раздают возле него. Считается, что принесенное в храм — лишь символ, и освящение плодов символизирует освящение всего урожая: и того, который собрали сами верующие, и того, который они могут найти на базарах. Поэтому не стоит забирать из храма то, что принесено — пусть этим воспользуются нуждающиеся прихожане! Не случайно прежде в некоторых областях России бытовал обычай «столованья». На Яблочный Спас перед церковью накрывали длинные столы, у которых угощались освященными плодами и постной пищей, в том числе и рыбой (Преображение — это единственный день Успенского поста, когда она разрешена). И конечно, пообедать за этим столом могли все желающие, но прежде всего — нуждающиеся и бедняки.

Смысл освящения нового урожая еще и в том, что лишь после службы его плоды можно есть: до Спаса прикасаться к ним, особенно к яблокам, запрещается. В старину этот запрет в первую очередь касался женщин, у которых умерли дети. По народному поверью, в яблочный Спас Божья Матерь на небесах раздает умершим деткам по яблочку — и тем, чья мать ела яблоки до праздника, их не доставалось. Зато те, кто строго придерживался запрета, могли с первым кусочком яблока загадать желание: считалось, что оно непременно сбудется.

Успение Пресвятой Богородицы

Яблочный Спас знаменовал собой начало самого напряженного периода в жизни русских крестьян: наступало время сбора и заготовки урожая и подготовки хозяйства к грядущей зиме. Ведь именно с этого дня, считается, в свои права вступает осень. Не случайно именно с Яблочным Спасом связано такое большое количество «погодных» поговорок: «Пришел Спас — ушло лето от нас». «Со Спаса Преображения погода преображается». «Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас».

А ведь приход осени — это время, когда природа начинает как бы засыпать, готовясь к долгой зиме. И весьма символично, что именно в это время отмечается главный праздник Успенского поста — Успение Пресвятой Богородицы. В самом слове «Успение» легко угадывается тот же корень «сон»: ведь, согласно православной традиции, окончившая земной путь Матерь Божия не умерла, но словно уснула, чтобы три дня спустя вознестись на небо.

Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа, и с этого дня заканчивается Успенский пост — самый строгий из православных постов после Великого. А торжества по случаю праздника Успения Матери Божией длятся еще восемь дней, давая верующим возможность порадоваться, что у каждого из них есть заступница перед Богом. Ведь, согласно церковным преданиям, явившись апостолам на четвертый день после своей смерти, Богородица рекла им: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашей молитвенницей перед Богом». И об этой помощи стоит помнить каждому, кто соблюдает Успенский пост и празднует медовый и яблочный Спасы: не ради дня нынешнего, но ради собственного будущего.

Начинается Успенский пост: время строгости и радости
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)
Banner Ads Post

Leave a Reply

Яндекс.Метрика