Русская картошка в голландском мундире Власть, Здоровье, Сельское хозяйство, Слайдер

Тема импортозамещения сегодня, как говорится, у всех на устах. Санкции, наложенные на нашу страну, похоже, отменят не скоро, и на повестке дня остро стоит вопрос: сможем ли мы накормить, одеть и обуть себя сами или пропадем?

Картофельный оптимизм

Мнения по данному вопросу, как водится, разделились. И пока одни справляют панихиду по фуа-гра и хамону, другие говорят: «Ха! Нашли чем напугать Россию: пока есть картошка — мы непобедимы!» В том смысле, что с голоду точно не помрем. Казалось бы, отечественные аграрии сегодня должны потирать руки в предвкушении грядущих прибылей от реализации своей продукции. Ведь вот он — шанс! Уж что-что, а картошка в нашей стране – продукт, востребованный всегда: его едят и в студенческой столовой, и в ресторанах класса люкс. Среднее потребление картофеля на душу населения в России составляет 130 кг в год. Вот он — спрос! Более того, Россия занимает второе место в мире по производству картофеля (на первом месте – Китай). Вот оно — предложение!

Однако при более глубоком изучении темы весь картофельный оптимизм сходит на нет. Мы хоть и находимся на втором месте по производству картофеля, однако это за счет того, что население выращивает его для личного потребления.

Личные подсобные хозяйства – это очень низкая эффективность производства, это отсутствие селекции, следовательно, вырождение сортов, это неправильное и неконтролируемое внесение удобрений. Ну и, наконец, это — отсутствие нормальных овощехранилищ, поэтому добрая часть урожая у нас сгнивает уже к Новому году. Результат: картофеля мы производим хоть и много, но плохого качества, и сохранять урожай не умеем.

В итоге в мировом промышленном масштабе доля России в производстве картофеля составляет примерно 10 процентов.

Казалось бы, такое простое на первый взгляд дело как выращивание картошки, не требует особых затрат и усилий — любая бабулька знает, как это делать. И уж точно тут нам не нужна заграница: земля своя, родная, вода для полива из соседней речки, семена возьмем с прошлого урожая — значит, тоже свои. Ну и рабочие руки — наши. Так рассуждает большинство дилетантов. Когда же начинаешь слушать мнения специалистов-практиков, картина мира в этом вопросе меняется кардинально.


Проблем больше, чем преимуществ

По факту промышленное картофельное производство в нашей стране практически полностью зависит от импорта. Так, по признанию главы агрохолдинга «Корнев Групп» Михаила Корнева, одного из крупнейших производителей картофеля в России, 90–95% семенного материала для выращивания картофеля завозится из Европы. Почему не подходят семена прошлого урожая? Потому что с годами, накапливая болезни, сорт вырождается, и вместо роста производства и прибыли предприниматель получит убытки.

Кроме того, средства защиты растений у наших передовых картофелеводов опять же импортные. Техника — тоже: комбайны бельгийские, немецкие и голландские, а тяжелые трактора — американские. Кстати, кадры для освоения этой техники тоже приходится выписывать из-за границы. Наши трактористы, к сожалению, без обучения иностранными специалистами с такой техникой справиться не могут. Дружественный нам трактор «Беларусь», увы, маломощный, а следовательно – низкопроизводительный.

Современные овощехранилища — это не амбары, а высокотехнологичные сооружения, работающие на импортом (электронном) оборудовании, потому что отечественного просто нет. Системы полива также зарубежные.

Стоит ли говорить, что сегодня обслуживание всей этой техники обходится в копеечку? Ведь курсы доллара и евро по сравнению с прошлым годом серьезно выросли. На это наложились и наши ответные контр санкции: если предприниматель и наберет денег на покупку оборудования или запчастей, не факт, что он сможет завезти их в Россию.

И если даже вчера закупить импортную картошку было дешевле и проще, чем вырастить свою, то сегодня, в новых экономических и политических условиях, заниматься выращиванием второго хлеба стало еще дороже и сложнее. Кстати, кредитование этой отрасли сельского хозяйства и раньше-то не особо процветало, а сегодня и вовсе мало кому из аграриев доступно. Ну и нашу, российскую, бюрократию никто не отменял.

В общем, пока у наших сельхозпроизводителей проблем больше, чем преимуществ. Так о каком импортозамещении идет речь? На примере простой картошки видно: прежде чем выйти на чисто отечественный продукт, нужно поднять такие отрасли экономики, как селекция, химическая промышленность, тяжелое машиностроение и электронная промышленность. А это, во-первых, не быстро, а во-вторых, весьма затратно, а у нас денег нет.

Так может хватить вводить самих себя в заблуждение и надеяться на чудо?

Назад в будущее?

Конечно, тот факт, что Россия по общему производству картофеля на втором месте в мире, не может не радовать. Мы действительно не умрем с голоду, даже если наша экономическая изоляция будет усиливаться, но при одном условии: если все поголовно перейдем на натуральное хозяйство. Это, как мы помним из школьной программы, такой тип хозяйства, когда производство товаров направлено только на удовлетворение собственных нужд и потребностей. Натуральное хозяйство, как известно, господствовало при рабовладельческом и феодальном строе.

В современном мире натуральное хозяйство тоже существует — в экономически отсталых и слаборазвитых странах Латинской Америки, Африки, Азии. Но мы-то стремимся к тому, чтобы быть экономически развитой сверхдержавой? Мы хотим развиваться со всем цивилизованным миром, а не регрессировать. Иначе для чего Россия в 2011 году вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО)? И мы либо интегрируемся со всем цивилизованным миром, либо изолируемся от него. Найти третий, «особенный» путь тут вряд ли удастся.
Между рынком и базаром

Кстати, многих интересует такой вопрос: если мы выращиваем так много картошки для личных нужд, почему ее нет на прилавках наших магазинов? Ну не вся ж она сгнила? Дело в том, что продуктовый ретейл (розничная торговля) не стоит на месте, и сегодня особое развитие получили так называемые сетевые магазины. А у торговых сетей — свои требования. Именно требования, а не прихоти, потому что эти требования диктует рынок. Кстати, сети — это ведь тоже не наше отечественное ноу-хау.

Так вот, вы можете представить себе бабушку с мешком картошки, которая пройдет со своим урожаем требования сетей не только к качеству продукта, но и к логистике, упаковке, штрихкодированию, маркировке, объемам поставки и проч.?

Конечно, бабушка со своей картошкой может отправиться на базар, но вот беда — покупатель предпочитает отовариваться в сетях и в магазинах у дома. Некогда современному занятому человеку часто ходить на рынок. Особенно в мегаполисах, да и в городах с численностью населения поменьше, вроде нашего Абакана, — тоже. Так что хочешь-не хочешь, а нужно именно развивать производство, а не стимулировать уход населения в натуральное хозяйство. Другого пути нет. Ну, кроме деструктивного: закрыть все сети и магазины в шаговой доступности и загнать народ на рынки-базары. Но это опять же вчерашний день.

И напоследок. О том, насколько высоки сегодня требования к производителям того же картофеля говорит и такой любопытный факт: 80% картофеля, в сеть ресторанов «Макдональдс», работающие на территории России поставляет… Польша. Просто у наших сельхозников пока не получается вырастить продукт необходимого сорта, размера и качества. У поляков вот получается, а у нас почему-то нет… Тоже тема для размышлений.

P. S. Почему речь именно о картошке? Потому что это самый простой и доступный нашему пониманию предмет, на котором легко показать, как сильно мы зависим от импорта и как много нужно сделать, чтобы от этой зависимости избавиться. А вот надо ли? И если да, то в какой степени? Это другой вопрос и тема совсем другого материала…

Русская картошка в голландском мундире
0 votes, 0.00 avg. rating (0% score)
Banner Ads Post

Leave a Reply

Яндекс.Метрика